Language
Пасольства
мы ў сацыяльных сетках
Сейчас в Минске   Погода в городах Беларуси

Галоўная Консульскiя пытаннi / Консульские вопросы Пашпарт / Паспорт

Паспорт гражданина Беларуси

Положение о документах, удостоверяющих личность (выдержки)

 

 

ПАСПОРТ

Паспорт обязан иметь каждый гражданин, достигший четырнадцатилетнего возраста.

Гражданин, постоянно проживающий за пределами Республики Беларусь, а также выезжающий за пределы Республики Беларусь, обязан иметь паспорт независимо от возраста.

Выдача паспорта производится гражданину:

  • в связи с достижением четырнадцатилетнего возраста;
  • несовершеннолетнему, не достигшему четырнадцатилетнего возраста, по заявлению одного из его законных представителей;
  • при приобретении гражданства Республики Беларусь;
  • в случае утраты (хищения) паспорта;
  • для постоянного проживания за пределами Республики Беларусь.

В паспорт вносятся отметки:

  • о регистрации заключения брака – органом, регистрирующим акты гражданского состояния, подразделением по гражданству и миграции органа внутренних дел (при выдаче паспорта взамен утраченного (похищенного), паспорта для постоянного проживания за пределами Республики Беларусь или обмене паспорта), Министерством иностранных дел, дипломатическим представительством или консульским учреждением (при выдаче или обмене паспорта для постоянного проживания за пределами Республики Беларусь);
  • о детях, не достигших восемнадцатилетнего возраста, – органом, регистрирующим акты гражданского состояния, подразделением по гражданству и миграции органа внутренних дел (при выдаче паспорта взамен утраченного (похищенного), паспорта для постоянного проживания за пределами Республики Беларусь или обмене паспорта), Министерством иностранных дел, дипломатическим представительством или консульским учреждением (при выдаче или обмене паспорта для постоянного проживания за пределами Республики Беларусь
  • о регистрации расторжения брака – органом, регистрирующим акты гражданского состояния;
  • о перемене фамилии, собственного имени, отчества – органом, регистрирующим акты гражданского состояния;
  • об изменении фамилии, собственного имени, отчества в связи с внесением изменений в записи актов гражданского состояния – органом, регистрирующим акты гражданского состояния;
  • о расторжении брака – судом;
  • об обязанности владельца возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, – органом внутренних дел;
  • о регистрации по месту жительства (в случаях, предусмотренных законодательными актами, – о снятии с регистрационного учета по месту жительства) – подразделением по гражданству и миграции органа внутренних дел или сельским (поселковым) исполнительным комитетом;
  • о государстве, в которое гражданин выезжает на постоянное жительство (для граждан, оформивших разрешение на постоянное жительство за пределами Республики Беларусь), – подразделением по гражданству и миграции органа внутренних дел;
  • о постановке на консульский учет – Министерством иностранных дел, дипломатическим представительством или консульским учреждением;
  • о снятии с консульского учета – Министерством иностранных дел, дипломатическим представительством или консульским учреждением;
  • о продлении срока действия паспорта – дипломатическим представительством или консульским учреждением;
  • о визах – компетентным органом иностранного государства, уполномоченным на выдачу виз;
  • об отказе в выезде из Республики Беларусь – органом пограничной службы;
  • об аннулировании ранее внесенных отметок в случае, указанном в части второй пункта 26 настоящего Положения, – подразделением по гражданству и миграции органа внутренних дел, Министерством иностранных дел, дипломатическим представительством или консульским учреждением;
  • об аннулировании ранее внесенных отметок в иных случаях – органом, внесшим соответствующую отметку;
  • о пересечении государственных границ иностранных государств – компетентным органом иностранного государства, осуществляющим пограничный контроль.

По просьбе гражданина в его паспорт вносятся отметки:

  • о группе и резус-принадлежности крови – организацией здравоохранения (больничной, амбулаторно-поликлинической организацией, организацией переливания крови);
  • о национальной принадлежности – подразделением по гражданству и миграции органа внутренних дел, Министерством иностранных дел (на территории Республики Беларусь), дипломатическим представительством или консульским учреждением (за пределами Республики Беларусь).

Отметка о национальной принадлежности гражданина вносится в паспорт на основании заявления гражданина, достигшего четырнадцатилетнего возраста, при предъявлении им свидетельства о рождении с указанием национальности родителей.

Обмен паспорта производится в случае:

  • изменения (перемены) фамилии, собственного имени, отчества его владельца;
  • установления неточностей в данных или отметках, указанных в пунктах 21 и 22 настоящего Положения;
  • изменения половой принадлежности его владельца;
  • истечения срока его действия;
  • непригодности для использования;
  • израсходования листов, предназначенных для отметок;
  • переезда гражданина, ранее постоянно проживавшего за пределами Республики Беларусь, на постоянное жительство в Республику Беларусь.

 Выдача и обмен паспорта осуществляются:

  • гражданину, проживающему в Республике Беларусь, в том числе выехавшему из Республики Беларусь для временного пребывания и состоящему на консульском учете граждан, временно пребывающих за пределами Республики Беларусь, – органом внутренних дел по месту жительства гражданина;
  • гражданину, отбывающему наказание в виде ограничения свободы с отбыванием наказания в исправительных учреждениях открытого типа или лишения свободы, – органом внутренних дел, на территории которого расположено учреждение уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел, или по месту жительства осужденного;
  • гражданину, постоянно проживающему за пределами Республики Беларусь и состоящему на консульском учете (далее – гражданин, постоянно проживающий за пределами Республики Беларусь), – Министерством иностранных дел;
  • гражданину, проживающему в Республике Беларусь и заявившему о своем желании выехать на постоянное жительство за пределы Республики Беларусь, – органом внутренних дел по месту жительства гражданина;
  • гражданину, выехавшему из Республики Беларусь для временного пребывания и заявившему о своем желании оформить постоянное проживание за пределами Республики Беларусь, – Министерством иностранных дел.

Паспорт вручается:

  • гражданину, проживающему в Республике Беларусь, – подразделением по гражданству и миграции органа внутренних дел по месту жительства гражданина;
  • гражданину, отбывающему наказание в виде ограничения свободы с отбыванием наказания в исправительных учреждениях открытого типа или лишения свободы, – учреждением уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел;
  • гражданину, постоянно проживающему за пределами Республики Беларусь, обратившемуся за выдачей или обменом паспорта на территории Республики Беларусь, – Министерством иностранных дел;
  • гражданину, постоянно проживающему за пределами Республики Беларусь, обратившемуся за выдачей или обменом паспорта за пределами Республики Беларусь, – дипломатическим представительством или консульским учреждением либо дипломатическим представительством или консульским учреждением иностранного государства, с которым у Республики Беларусь имеется соответствующий международный договор;
  • гражданину, проживающему в Республике Беларусь, временно выехавшему из Республики Беларусь и состоящему на консульском учете граждан Республики Беларусь, временно пребывающих за пределами Республики Беларусь, обратившемуся по вопросу обмена паспорта в дипломатическое представительство или консульское учреждение, – дипломатическим представительством или консульским учреждением в государстве пребывания, а при их отсутствии – дипломатическим представительством или консульским учреждением в ином ближайшем иностранном государстве.

Гражданин вправе менее чем за один год до истечения срока действия паспорта обратиться для его обмена в государственный орган, иную государственную организацию в соответствии с законодательными актами об административных процедурах.

Паспорт, подлежащий обмену по основаниям, указанным в пункте 23 настоящего Положения, подлежит изъятию при получении нового паспорта, за исключением случая, предусмотренного частью второй настоящего пункта.

При наличии в паспорте, подлежащем обмену, действительной визы иностранного государства либо в связи с иными обстоятельствами, в силу которых гражданину необходимо воспользоваться паспортом, подлежащим обмену, на основании письменного заявления владельца паспорт, подлежащий обмену, возвращается гражданину подразделением по гражданству и миграции органа внутренних дел или Министерством иностранных дел (при пребывании гражданина на территории Республики Беларусь) либо дипломатическим представительством или консульским учреждением (при пребывании гражданина за пределами Республики Беларусь) после проставления на страницах 1–30 паспорта отметок об их аннулировании (кроме страниц с действительными визами иностранных государств). Такой паспорт подлежит обязательной сдаче в соответствующий государственный орган, возвративший гражданину документ, удостоверяющий личность, после того, как необходимость его использования отпадет.

В случае, предусмотренном в части второй настоящего пункта, паспорт, подлежащий обмену, не возвращается гражданину, в отношении которого принято решение о временном ограничении его права на выезд из Республики Беларусь. Такой паспорт подлежит изъятию и уничтожению в установленном порядке.

 Дипломатическое представительство или консульское учреждение имеет право в порядке, определяемом Министерством иностранных дел, продлевать срок действия паспорта гражданам, выехавшим из Республики Беларусь для временного пребывания и имеющим документы, подтверждающие необходимость длительного пребывания за пределами Республики Беларусь, однократно на срок не более двух лет.

Решение о продлении срока действия паспорта принимается дипломатическим представительством или консульским учреждением после согласования с управлением внутренних дел областного исполнительного комитета или главным управлением внутренних дел Минского городского исполнительного комитета.

Государственные органы и иные государственные организации, в которые гражданин должен обратиться за выдачей, обменом или продлением срока действия паспорта, документы, необходимые для выдачи, обмена или продления срока действия паспорта, срок его выдачи и действия, а также размер платы, взимаемой за выдачу, обмен и продление срока действия паспорта, определяются законодательными актами об административных процедурах.

В случае утраты (хищения) паспорта гражданину по его письменному заявлению в течение трех дней после представления документов, необходимых для выдачи паспорта, подразделением по гражданству и миграции органа внутренних дел по месту жительства выдается справка, подтверждающая личность гражданина, на срок не более одного месяца до получения нового паспорта.

В случае смерти гражданина паспорт сдается в орган, регистрирующий акты гражданского состояния, который после регистрации смерти направляет его в орган внутренних дел по месту жительства умершего гражданина (если паспорт выдан органом внутренних дел) либо в Министерство иностранных дел (если паспорт выдан Министерством иностранных дел).

Указ Президента Республики Беларусь от 3 июня 2008 г. № 294 «О документировании населения Республики Беларусь»